Консультация для педагогов.
Тема: « Развитие начальных математических навыков у дошкольников на групповых и индивидуальных занятиях с помощью интерактивных материалов».
Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад «Алые паруса» Никитина С.Н.
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».
Ч. Дарвин.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
(Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. № 2506-р)
Математика является и одним из внушительных факторов умственного развития ребенка. В системе педагогических наук именно она призвана способствовать интеллектуальному и всестороннему его развитию с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого малыша. Доказано и то, что успешность обучения математике в начальной школе напрямую зависит от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Нам известно, что в настоящее время обучение должно быть развивающим, проблемно игровым, учитывать субъективную позицию ребёнка и обеспечивать постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Однако одного желания педагога и его владения методикой формирования элементарных математических представлений не достаточно для положительной динамики познавательного развития детей. У них наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание решать различного рода математические задания, недостаточное усвоение учебного материала.
Психологи отмечают, что знания, которые усвоены без интереса, не окрашены положительными эмоциями, не станут полезными - это « мертвый» груз. Поэтому, чтобы привлечь детей 6-7 лет к образовательной деятельности, направленной на развитие математических представлений, нужны нестандартные подходы.
Таким образом, проблема повышения заинтересованности к познавательному развитию – одна из центральных в работе педагога.
В современной жизни, в эпоху компьютеризации, модернизации образования для нас является актуальным вопрос, как эффективно, системно развивать математические способности у детей дошкольного возраста, которые на сегодняшний день показывают низкий уровень развития математических представлений и испытывают затруднения в использовании теоретических знаний, полученных в дошкольном учреждении, в практической деятельности.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:
- ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- считает, вычисляет, измеряет, моделирует;
- владеет математической терминологией;
- развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;
- владеет простейшими графическими навыками и умениями;
- владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Т.е. сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Безусловно, таким средством будут являться интерактивные игровые компьютерные технологии, которые, с одной стороны, стали необходимой частью современной культуры, с другой, помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к усвоению элементарных математических представлений.
Компьютерные технологии для ребенка это его окружающая среда. Мультипликация, звук, движение, надолго привлекают внимание детей. Ребята получают эмоциональный заряд, вызывающий у них желание играть, действовать, рассмотреть, вернуться к этому заданию вновь. Игровые моменты, включенные в мультимедиа программы, стимулируют познавательную активность обучающихся и усиливают усвоение материала. На занятиях с использованием ИКТ ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Внедрение компьютерных технологий соответствует требованию нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовывать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
В своей практике я активно использую игры по математике с портала «Мерсибо».
Игры портала соответствуют всем требования ФГОС:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое наполнение и оформление;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
На сегодняшний день на «Мерсибо» педагогам и родителям предлагается 21 игра по математике для детей в возрасте 5-8 лет, т. е. в эти игры могут играть как дошкольники, так и ученики начальной школы.
Игры удобно использовать при рабате с группой детей, есть возможность распечатать материал, тем самым обогатить свой дидактический материал.
На одном занятии можно использовать любое количество заданий. Все зависит от способности ребенка и норм СанПиНа. Можно поиграть в начале, а потом поиграть в конце, после выполнения определенных заданий, т. е. это будет мотивацией для ребенка.
Игры на портале по математике:
«Дедушка в аэропорту» (5-7 лет) – нахождение двухзначных чисел.
«Бабушкины запасы» (6-8 лет) – на решение задач и на состав чисел.
«Беличий переполох»(6-8 лет) - сравнение чисел.
«Бобр добр» (6-7 лет) – угадывание числа.
«Веселый курятник» (5-7 лет) - счет парами.
«Диета для Обжоры»(5-7 лет) - нахождение суммы чисел.
«Древний спорт»(6-8 лет) – вычитание чисел в пределах 100.
«Жадные пылесосы» (5-7 лет) - счет и внимание.
«Как вычитают индейцы»(5-7 лет) - задачи на вычитание.
«Как считают индейцы» - задачи на сложение.
«Карибский круиз»(6-8 лет) – уравновешивание весов.
«Компотная фабрика»(4-6 лет) – устный счет.
«Лихие гусары»(5-7 лет) – двузначные числа.
«Лягушка – числоедка»(6-8 лет) – четные числа в пределах 100.
«Магазин игрушек» (5-7 лет) - счет.
«Моя халва»(6-8 лет) - счет десятками.
«Несметные богатства»(6-7 лет) - математическое сравнение.
«Полет в космос»(5-7 лет) – изменение чисел.
«Пчелиная математика»(6-7 лет) – счет пятками.
«Стометровка для ежа»(6-7 лет) – сложение чисел в пределах сотни.
«Тряпки по порядку»(5-7 лет) – прямой и обратный счет в пределах 20.
«Цифры с дракончиком»(5-7 лет) – услышать число и соотнести с цифрой, но эта игра как бонус, а не для изучения.
В продаже имеется диск «Игроматика» с одноименными играми.
Таким образом, использование ИКТ является одним из способов развития детей. Ведь тем самым мы формируем у ребенка умения и навыки, тренируем его память, внимание, логику с помощью игровой среды которую мы создаем, и которая окружает ребенка. Наша задача – обучить детей в игре, а «Мерсибо» нам в этом помогает.