Версия для слабовидящих
Работа с педагогами консультация

Консультация для педагогов.

Тема: « Развитие начальных математических навыков у дошкольников на групповых и индивидуальных занятиях с помощью интерактивных материалов».

Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад «Алые паруса» Никитина С.Н.

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».

Ч. Дарвин.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

(Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. № 2506-р)

Математика является и одним из внушительных факторов умственного развития ребенка. В системе педагогических наук именно она призвана способствовать интеллектуальному и всестороннему его развитию с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого малыша. Доказано и то, что успешность обучения математике в начальной школе напрямую зависит от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Нам известно, что в настоящее время обучение должно быть развивающим, проблемно игровым, учитывать субъективную позицию ребёнка и обеспечивать постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Однако одного желания педагога и его владения методикой формирования элементарных математических представлений не достаточно для положительной динамики познавательного развития детей. У них наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание решать различного рода математические задания, недостаточное усвоение учебного материала.

Психологи отмечают, что знания, которые усвоены без интереса, не окрашены положительными эмоциями, не станут полезными - это « мертвый» груз. Поэтому, чтобы привлечь детей 6-7 лет к образовательной деятельности, направленной на развитие математических представлений, нужны нестандартные подходы.

Таким образом, проблема повышения заинтересованности к познавательному развитию – одна из центральных в работе педагога.

В современной жизни, в эпоху компьютеризации, модернизации образования для нас является актуальным вопрос, как эффективно, системно развивать математические способности у детей дошкольного возраста, которые на сегодняшний день показывают низкий уровень развития математических представлений и испытывают затруднения в использовании теоретических знаний, полученных в дошкольном учреждении, в практической деятельности.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

- ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- считает, вычисляет, измеряет, моделирует;

- владеет математической терминологией;

- развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;

- владеет простейшими графическими навыками и умениями;

- владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Т.е. сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Безусловно, таким средством будут являться интерактивные игровые компьютерные технологии, которые, с одной стороны, стали необходимой частью современной культуры, с другой, помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к усвоению элементарных математических представлений.

Компьютерные технологии для ребенка это его окружающая среда. Мультипликация, звук, движение, надолго привлекают внимание детей. Ребята получают эмоциональный заряд, вызывающий у них желание играть, действовать, рассмотреть, вернуться к этому заданию вновь. Игровые моменты, включенные в мультимедиа программы, стимулируют познавательную активность обучающихся и усиливают усвоение материала. На занятиях с использованием ИКТ ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Внедрение компьютерных технологий соответствует требованию нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовывать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

В своей практике я активно использую игры по математике с портала «Мерсибо».

Игры портала соответствуют всем требования ФГОС:

- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;

- требуют участия взрослого, совместной деятельности;

- несут грамотное эстетическое наполнение и оформление;

- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

- создают ситуацию успеха и достижения цели;

- стимулируют познавательное развитие детей.

На сегодняшний день на «Мерсибо» педагогам и родителям предлагается 21 игра по математике для детей в возрасте 5-8 лет, т. е. в эти игры могут играть как дошкольники, так и ученики начальной школы.

Игры удобно использовать при рабате с группой детей, есть возможность распечатать материал, тем самым обогатить свой дидактический материал.

На одном занятии можно использовать любое количество заданий. Все зависит от способности ребенка и норм СанПиНа. Можно поиграть в начале, а потом поиграть в конце, после выполнения определенных заданий, т. е. это будет мотивацией для ребенка.

Игры на портале по математике:

«Дедушка в аэропорту» (5-7 лет) – нахождение двухзначных чисел.

«Бабушкины запасы» (6-8 лет) – на решение задач и на состав чисел.

«Беличий переполох»(6-8 лет) - сравнение чисел.

«Бобр добр» (6-7 лет) – угадывание числа.

«Веселый курятник» (5-7 лет) - счет парами.

«Диета для Обжоры»(5-7 лет) - нахождение суммы чисел.

«Древний спорт»(6-8 лет) – вычитание чисел в пределах 100.

«Жадные пылесосы» (5-7 лет) - счет и внимание.

«Как вычитают индейцы»(5-7 лет) - задачи на вычитание.

«Как считают индейцы» - задачи на сложение.

«Карибский круиз»(6-8 лет) – уравновешивание весов.

«Компотная фабрика»(4-6 лет) – устный счет.

«Лихие гусары»(5-7 лет) – двузначные числа.

«Лягушка – числоедка»(6-8 лет) – четные числа в пределах 100.

«Магазин игрушек» (5-7 лет) - счет.

«Моя халва»(6-8 лет) - счет десятками.

«Несметные богатства»(6-7 лет) - математическое сравнение.

«Полет в космос»(5-7 лет) – изменение чисел.

«Пчелиная математика»(6-7 лет) – счет пятками.

«Стометровка для ежа»(6-7 лет) – сложение чисел в пределах сотни.

«Тряпки по порядку»(5-7 лет) – прямой и обратный счет в пределах 20.

«Цифры с дракончиком»(5-7 лет) – услышать число и соотнести с цифрой, но эта игра как бонус, а не для изучения.

В продаже имеется диск «Игроматика» с одноименными играми.

Таким образом, использование ИКТ является одним из способов развития детей. Ведь тем самым мы формируем у ребенка умения и навыки, тренируем его память, внимание, логику с помощью игровой среды которую мы создаем, и которая окружает ребенка. Наша задача – обучить детей в игре, а «Мерсибо» нам в этом помогает.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: