Версия для слабовидящих
Пояснительная записка к методическому семинару

Региональный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призванье…»

Номинация «Лучший воспитатель»

Методический семинар по теме:

«Интерактивные игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Никитина Светлана Николаевна

МКДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического и

физического развития «Алые паруса»

п. Воротынск Бабынинского района

Калужской области

Воротынск, 2018 год.

Слайд 2.

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»

Л.С. Выготский.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

(Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. № 2506-р)

Математика является и одним из внушительных факторов умственного развития ребенка. В системе педагогических наук именно она призвана способствовать интеллектуальному и всестороннему его развитию с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого малыша. Доказано и то, что успешность обучения математике в начальной школе напрямую зависит от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Но меня беспокоит вопрос: «Почему детьми так сложно усваиваются математические категории еще в период формирования элементарных математических представлений в ДОУ?» Попробую ответить на него и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка 6-7 лет часто не приносят желаемых результатов.

Нам известно, что в настоящее время обучение должно быть развивающим, проблемно игровым, учитывать субъективную позицию ребёнка и обеспечивать постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Однако одного желания педагога и его владения методикой формирования элементарных математических представлений не достаточно для положительной динамики познавательного развития детей. У них наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание решать различного рода математические задания, недостаточное усвоение учебного материала.

Психологи отмечают, что знания, которые усвоены без интереса, не окрашены положительными эмоциями, не станут полезными - это « мертвый» груз. Поэтому, чтобы привлечь детей 6-7 лет к образовательной деятельности, направленной на развитие математических представлений, нужны нестандартные подходы.

Таким образом, проблема повышения заинтересованности к познавательному развитию – одна из центральных в работе педагога.

Слайд 3.

Актуальность проекта.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) по познавательному развитию сказано:

ребенок должен стать любознательным, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, должен быть наблюдательным, уметь экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области математики; ребенок должен быть способным принимать собственные решения, опираться на свои знания и умения и применять их на практике.

Проблемы повышения уровня математического развития в педагогике объясняется, по моему мнению, и возникшим противоречием между требованием ФГОС и недостаточным подбором эффективных средств обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в познавательном развитии детей в области математики.

Слайд 4.

Я давно проявляю интерес к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и хочу получить более глубокие знания в этой области. Тем более в современной жизни, в эпоху компьютеризации, модернизации образования для меня стал актуальным вопрос, как эффективно, системно развивать математические способности у детей дошкольного возраста, которые на сегодняшний день показывают низкий уровень развития математических представлений и испытывают затруднения в использовании теоретических знаний, полученных в дошкольном учреждении, в практической деятельности.

Дошкольный возраст — время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Поэтому обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка и его наблюдения за окружающей действительностью. Решить проблему повышения уровня математического развития у детей можно опираясь на один из принципов обучения дошкольников - принцип наглядности. Принцип наглядности Я.А. Каменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует наглядности».

Какое же наглядное средство предложить дошкольникам, чтобы проводимые занятия стали интересны не только с точки зрения содержания, но и соответствовали ожиданию и запросу современных детей? Безусловно, таким средством будут являться интерактивные игровые компьютерные технологии, которые, с одной стороны, стали необходимой частью современной культуры, с другой, помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к усвоению элементарных математических представлений.

Внедрение компьютерных технологий соответствует требованию нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в детских садах подтверждают не только возможность и целесообразность этого, но и отводят особую роль компьютера в развитии личности дошкольников

(С. Новоселова, Б. Хантер, И. Пашелите, Г. Петку С. Пейперт, и др.).

На современном этапе образования существует много педагогических технологий, однако электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию программе дошкольного учреждения, намеченной педагогом на занятии цели и основным принципам образовательной работы. Применение средств ИКТ требует определенных знаний педагога, поиска соответствующих электронных ресурсов, создания собственных разработок с учетом уровня развития своих воспитанников и подбора таких интерактивных игр, которые смогут реализовать намеченную цель определенной непосредственно образовательной деятельности.

Слайд 5.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект « Игротека для юных математиков» по формированию элементарных математических представлений у детей в возрасте 6-7 лет.

Новизна проекта подтверждается тем, что с одной стороны информационные компьютерные технологии активно входят в жизнь ДОУ и являются требованием нового закона «Об образовании», а с другой стороны предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у современных детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения. В практике педагогической работы в ДОУ процесс применения ИКТ остается актуальным и недостаточно раскрытым.

В проекте впервые представлена система работы по использованию интерактивных игровых технологий ( далее ИИТ) для формирования элементарных математических представлений у детей в возрасте 6 – 7 лет и доказана эффективность её применения.

Слайд 6.

Целью моей работы в рамках проекта являлось развитие познавательной активности детей в области математики посредством интерактивных игровых технологий.

В процессе работы с детьми решала следующие задачи:

  1. Повысить интерес к математике, увеличить познавательную активность и работоспособность при ФЭМП у детей.
  2. Создать комплексы компьютерных игр и упражнений по математике. 3. Внедрить интерактивные игровые технологии в познавательную деятельность детей в области математики.
  3. Апробировать применение ИКТ во время непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию.
  4. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной работе по ФЭМП у детей, широко использовать родительский потенциал, стимулировать совместную познавательную деятельность детей и родителей.

На подготовительном этапе работы над проектом были изучены базовые психолого-педагогические и методологические разработки Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.

Авторы утверждают, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

На основе проанализированных материалов, я прихожу к выводу о том, что оптимальное сочетание современных образовательных технологий с традиционными методами формирования у детей элементарных математических представлений, определяет эффективность моей работы.

Слайд 7.

На начальном этапе провела диагностическое обследование детей по методике Верещагиной Н. В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 – 7 лет) дошкольной образовательной организации», которая подходит к учреждению любой направленности.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года, а я использовала только «Познавательное развитие».

Для более тщательного обследования уровня математического развития детей, данную методику я объединила с методикой Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа», которая соответствует основной образовательной программы ДОУ, где я работаю.

Результаты мониторинга, обнаружили средний и низкий уровень математического развития детей и только два ребенка частично усвоили программный материал.

Полученные данные свидетельствуют о том, что основная масса детей с ошибками считает до 20, не знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), самостоятельно не может составлять и решать задачи в одно действие на «+», «-» , пользоваться арифметическими знаками. Дети допускают ошибки в определении местонахождении предмета по отношению к себе, другим предметам, не могут ориентироваться на плоскости. Несколько детей с трудом определяют время суток, дни недели, часы не знают совсем. У дошкольников не сформированы первоначальные измерительные умения.

К тому же дети, имеющие уровень ниже среднего, порядковым счетом владеют до 10, обратным счётом не владеют. Геометрические фигуры называют, только по одной, отличительных признаков не знают.

Познавательный интерес у дошкольников снижен или его нет совсем, требуется стимуляция.

На основе проведенного обследования составила перспективный план работы с детьми, родителями и воспитателями с использованием ИИТ.

Слайд 8.

Практический этап.

Чтобы реализовать намеченные действия, в первую очередь, я решила обратиться к услугам сети Интернет и отобрать такие игры, которые могут с успехом использоваться для формирования элементарных математических представлений. Среди многообразия педагогических сайтов моё внимание привлекли педагогический интернет-портал «Мерсибо», детский портал «Играемся».

«Мерсибо» включал в себя множество необходимых практических материалов по всем направлениям работы с дошкольниками, в том числе и по познавательному развитию.

Интерактивные игры «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС ДО:

- являются элементом компьютерной игры, которая касается ребенка;

- требуют участия взрослого, совместной деятельности;

- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

- создают ситуацию успеха и достижения цели;

- стимулируют познавательное развитие детей.

Слайд 9, 10.

Игры по математике для детей в возрасте 5-8 лет на портале «Мерсибо»:

«Цифры с дракончиком»; «Жадные пылесосы»; «Тряпки по порядку»; «Диета для Обжоры»; «Бабушкины запасы»; «Весёлый курятник»; «Как вычитают индейцы»; «Как считают индейцы»; «Беличий переполох»; «Бобр добр»; «Древний спорт».

Слайд 11,12.

Для специалистов на портале «Мерсибо» проводят вебинары, мастер-классы с приглашенными экспертами.

Вебинары проводит директор по научно-методической работе Екатерина Суслова.

Слайд 13.

Для специалистов, у которых отсутствует доступ в интернет на рабочем месте, записаны игры на CD-диски: «Ума палата», «Игры на память», «Игроматика», «Конструктор картинок», которые я приобрела и использую для совместной деятельности с детьми.

Недостатком данного портала для меня является то, что очень мало игр разработано по математике.

Слайд 14-20.

Проанализировав цели, задачи и содержание игр на портале решила создать комплексы интерактивных игр, которые будут соответствовать дидактическим принципам и применяться на групповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Так как игр на дисках также недостаточно, и они не всегда соответствуют определенной теме занятия, решила создать свои пособия в программе доски, а также в программе специального диска «Конструктор картинок». Все игры и упражнения я объединила в комплексы, которые могут применяться во время НОД по ФЭМП и для индивидуальной работы с детьми.

Наглядно пособия, которые я создала сама, представлены в картотеке (см. Приложение 1).

Слайд 21.

Работа с родителями.

Свою работу я проводила в тесном сотрудничестве с родителями, без их заинтересованности трудно добиться положительных результатов в работе по математическому образованию детей. Взаимодействие с родителями, считаю важным направлением в нашей работе. Всегда стремлюсь быть для них советчиком и помощником. Для того, чтобы родители были компетентны в вопросах развития ребенка средствами компьютерных технологий, составила перспективный план работы для ознакомления с теоретическим и практическим материалом.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Название мероприятия Тема

Цель

сентябрь

Анкетирование по

ИКТ

Выявить уровень

октябрь

Родительское собрание «Интерактивные развивающие игры на портале «Мерсибо»»

Познакомить родителей с работой портала «Мерсибо»

ноябрь

Консультация: «Компьютерные технологии в жизни ребенка-дошкольника»

Раскрыть значение и условия проведения занятий на компьютере, с ребенком-дошкольником

декабрь

Индивидуальные консультации по проведению интерактивных игр дома

Буклет «Игры на портале Мерсибо»

Подобрать игры для каждого ребенка (с учетом его инд. особенностей), дать рекомендации по их применению.

январь

Родительское собрание Мастер-класс «Обучение математике с применением интерактивной доски»

Раскрыть особенности математического развития детей с ОНР.

февраль

Индивидуальные консультации по проведению интерактивных игр дома

Подобрать новые игры для каждого ребенка (с учетом динамики его развития), дать рекомендации по их применению.

март

Родительское собрание. « Учим считать, играя в интерактивные игры»

Порекомендовать родителям игры для закрепления элементарных математических представлений у детей

апрель

Открытое занятие для родителей с использованием интерактивной доски «Москва – столица России»

Предоставить родителям практическую возможность оценить применение ИКТ на занятиях с детьми

май

Анкетирование по

ИКТ

 

Слайд 22.

Работа с педагогами.

Для распространения опыта работы и взаимосвязи со специалистами, я подготовила и провела ряд мероприятий по применению ИКТ: консультацию на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению у детей по средствам использования ИКТ»; мастер-классы: «Использование ИКТ в работе воспитателя», « Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками»; открытые занятия «Путешествие в Африку» (Число 9 и его состав)», «Направления движения по кругу. Исполнение желаний» (с применением интерактивной доски).

Слайд 23.

На заключительном этапе реализации проекта провела диагностику с целью выявления эффективности применения ИИТ для ФЭМП у дошкольников.

Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении уровня математического развития детей в возрасте 6 – 7 лет в результате проведения системы работы максимального использования возможностей, для полноценного развития ребёнка в области «Познание», а именно обогащение её средствами ИИТ.

Дети стали проявлять интерес к познавательной деятельности во время НОД, совместной деятельности с воспитателем, к играм математического содержания, эмоциональные реакции приобрели устойчивый характер. Дошкольники перестали бояться ошибок, стремятся самостоятельно находить способы решения задач, к достижению поставленной цели, научились использовать свой прошлый опыт, приобрели новые умения и навыки в работе с интерактивной доской и компьютером.

Итоги мониторинга:

высокий уровень - 28 % средний уровень - 24 %

пограничный уровень - 42 % низший уровень - 6 %.

По результатам мониторинга было выявлено, что в 28 % случаев отмечается высокий уровень развития математических способностей, а именно девочки выполняют все параметры оценки.

42 % обследуемых детей проявили пограничный уровень овладения знаниями и умениями по данной области. Они могут считать в пределах 20, частично знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), с помощь наводящих вопросов составляют и решают задачи в одно действие на «+», «-» , пользуется цифрами и арифметическими знаками, могут ориентироваться в окружающем пространстве, а на плоскости листа иногда допускают ошибки. Дети называют геометрические фигуры и формы. Они знают способы измерения величины: длины, массы, но не с ошибками пользуются условной меркой. Дети испытывают затруднения в определении временных отношений, особенно по часам.

24 % детей показали средний уровень овладения знаниями и умениями в области ФЭМП. Они с ошибками считают до 20, не знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), самостоятельно не могут составлять и решать задачи в одно действие на «+», «-» , пользоваться арифметическими знаками; допускают ошибки в определении местонахождении предмета по отношению к себе, другим предметам. Дошкольники всё ещё с ошибками ориентируются на листе бумаги. Несколько детей с трудом определяют время суток, дни недели, часы так и не усвоили. Несколько детей не могут сравнивать предметы на глаз; не могут проверить точность путём приложения или наложения, с помощью взрослого пользуются меркой.

Показатели только одного ребенка свидетельствуют о выраженном несоответствии развития возрасту в силу особенностей психического развития.

Слайд 24.

Для того чтобы понять отношение родителей к применению ИКТ провела анкетирование для выявления уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.

В анкетировании принимали участие родители подготовительной группы в количестве 17 человек.

На вопрос «Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?» мнения разделились: лишь 15% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду, 60% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 35% считают, что их использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка.

Вопрос «Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?» задавался для того чтобы выяснить с какой целью применяют родители компьютер в домашних условиях. Преобладающим ответом стал вариант «играет» 80%, подразумеваю, что игра не обладает обучающими и развивающими свойствами, поэтому заставляет задуматься над качеством игр, сюжеты которых оставляют желать лучшего (стрелялки, погони, убийства), в которые играют дети. Некоторые родители 8% не разрешают играть на компьютере, это утверждение можно рассматривать по-разному: оградить с целью получения вредной информации и излучения, однако, это ограничит современный кругозор дошкольника, потому что уже в первом классе школы в учебниках содержатся определенные задания, которые выполнить без компьютера нельзя. И только 12% занимаются с ребенком по специальным развивающим программам.

На вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?». Многие родители 60% признались, что стараются, но не всегда получается, 25% ответили, что вообще не следят, а это значит, что ребенок находится за компьютером без контроля и родители не ограничивают его от ненужной информации. И лишь 15% опрошенных ответили, что следят за занятиями ребенка на компьютере.

Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?» показал, что, родители правильно воспринимают положительные моменты информационных компьютерных технологий.70% ответили ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;

Однако всего лишь 20 % родителей понимают развивающее значение компьютера и 10% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.

Вопрос «Что Вы про себя могли сказать...» задавался с целью понять представления родителей как пользователей Интернет. Большинство родителей являются активным пользователем компьютера. Лишь у 1 семьи нет компьютера дома.

Проведя повторное анкетирование с родителями в конце учебного года, сделала вывод: родители стали лучше понимать значение ИКТ в развитии ребенка. Все родители теперь утверждают, что ИКТ применять необходимо - 100%. Большинство родителей следят за играми детей и речевым сопровождением во время игры - 70%. Родители теперь понимают, что необходимо научить ребенка пользоваться компьютером, интерактивной доской еще до школы (первая ступень образования) - 90%. Отмечают, что математическое развитие у детей, благодаря применению ИКТ заметно улучшилось - 85%.

Слайд 25.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.

Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т.п. В результате дети приобретают знания, у них формируются умения и навыки, касающиеся формы, цвета, размера, материала, количества, числа, части и целого, пространства и времени и др.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;

формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;

овладение математической терминологией;

развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

Решению поставленных задач способствуют средства организации НОД, одним из которых является ИИТ как технологии подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера, которые стали необходимой частью современной культуры и соответствуют ожиданию и запросу современных детей.

Целью моей работы явилось развитие познавательной активности детей в области математики посредством интерактивных игровых технологий.

.

Анализ научно — методической литературы позволил мне разработать проект, направленный на повышение уровня познавательной активности дошкольников с 6 – 7 лет в процессе формирования элементарных математических представлений посредством использования ИКТ.

В исследовании проанализирован опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

По итогам исследования были разработаны комплексы развивающих игр и упражнений с применением ИКТ, составлен перспективный план работы; составлены методические рекомендации по использованию ИКТ в формировании математических представлений детей 6 – 7 лет.

В заключении своей деятельности я пришла к выводу, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к познавательной деятельности и математическому развитию в целом.

Таким образом, информационные компьютерные технологии являются одним из способов математического развития детей. Ведь с их помощью взрослые формируют у ребенка необходимые умения и навыки, тренируют его память, внимание, логику с помощью игровой среды которую создают, и которая окружает ребенка.

Слайд 26.

Мои достижения

Я участвую в распространении педагогического опыта по обозначенной проблеме на районном и региональном уровнях. Используя интернет – ресурс, опубликовала конспекты по познавательному развитию: «Путешествие в Африку» (Число 9 и его состав)», «Направления движения по кругу. Исполнение желаний» (с применением интерактивной доски) на сайтах «Воспитателям. Ru», «Педразвитие». За сотрудничество с сайтом «Педразвитие» имею Благодарность за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Мои воспитанники также принимают участие в конкурсах. Так, воспитанница в 2017 году стала Победителем в Международной интернет – олимпиаде по математике для дошкольников и получила Диплом 1 степени.

В 2018 учебном году я приняла участие в районном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание» и стала Победителем.

Слайд 27.

Список используемой литературы:

1.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.

2.Баракина Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – с. 28.

3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35.

  1. Габова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность [Текст] / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 18-27.

5.Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе [Текст] / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 6. – С. 46-49.

6.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 241 с.

7.Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание. 1991г. с50

8.Горячев А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. – 2000. – №2. – С.36-41.

9.Ермолова Т.В., С.Ю. Мещерякова С.Ю., Н.И. Ганошенко Н.И.. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии - 1999 № 1 с.50-52

10.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2008. – 256 с.

11.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 с 47. 12.Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М. Педагогика, 1999.с 35

13.Кравцова Е.Е.. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991, с.24.

14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.

15.Маркова А.К., Матист Г.А., Л.Б. Орлов Л.Б.. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.с117

16.Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г.,

  1. Нивикова М.Н. Использование мультимедийных средств и информационных технологий в ДОУ – "за" или "против" [Электронный ресурс] / М.Н. Новикова // http://festival.1september.ru/articles/603899/

18.Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2003.– №4. – С. 89-95; №5. – С. 83-89

19.Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

20.Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203с.

21.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2007. – 234 с.

22.Полевая Л.А. Значение использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ - (v_kopilku metodicheskiy_kabinet)

23.Сафина Г.А. Возможности развития математических представлений у детей 7-го года жизни средствами ИКТ [Электронный ресурс] / Г.А. Сафина// http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/104185.html.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

(с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281)

СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

  1. Фрумин И.Д. и др. Современные тенденции в политике информатизации образования [Текст] / И.Д. Фрумин и др. // Вопросы образования. – 2005. – № 3. – с. 102.

27.Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. Интернет – ресурсы: http://elochka-nadym.ru/portfo http://www.ypp.ru/index.php?mo http://rudocs.exdat.com/docs/i Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru)

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: