Региональный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призванье…»
Номинация «Лучший воспитатель»
Методический семинар по теме:
«Интерактивные игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Никитина Светлана Николаевна
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического и
физического развития «Алые паруса»
п. Воротынск Бабынинского района
Калужской области
Воротынск, 2018 год.
Слайд 2.
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»
Л.С. Выготский.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
(Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. № 2506-р)
Математика является и одним из внушительных факторов умственного развития ребенка. В системе педагогических наук именно она призвана способствовать интеллектуальному и всестороннему его развитию с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого малыша. Доказано и то, что успешность обучения математике в начальной школе напрямую зависит от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Но меня беспокоит вопрос: «Почему детьми так сложно усваиваются математические категории еще в период формирования элементарных математических представлений в ДОУ?» Попробую ответить на него и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка 6-7 лет часто не приносят желаемых результатов.
Нам известно, что в настоящее время обучение должно быть развивающим, проблемно игровым, учитывать субъективную позицию ребёнка и обеспечивать постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Однако одного желания педагога и его владения методикой формирования элементарных математических представлений не достаточно для положительной динамики познавательного развития детей. У них наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание решать различного рода математические задания, недостаточное усвоение учебного материала.
Психологи отмечают, что знания, которые усвоены без интереса, не окрашены положительными эмоциями, не станут полезными - это « мертвый» груз. Поэтому, чтобы привлечь детей 6-7 лет к образовательной деятельности, направленной на развитие математических представлений, нужны нестандартные подходы.
Таким образом, проблема повышения заинтересованности к познавательному развитию – одна из центральных в работе педагога.
Слайд 3.
Актуальность проекта.
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) по познавательному развитию сказано:
ребенок должен стать любознательным, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, должен быть наблюдательным, уметь экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области математики; ребенок должен быть способным принимать собственные решения, опираться на свои знания и умения и применять их на практике.
Проблемы повышения уровня математического развития в педагогике объясняется, по моему мнению, и возникшим противоречием между требованием ФГОС и недостаточным подбором эффективных средств обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в познавательном развитии детей в области математики.
Слайд 4.
Я давно проявляю интерес к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и хочу получить более глубокие знания в этой области. Тем более в современной жизни, в эпоху компьютеризации, модернизации образования для меня стал актуальным вопрос, как эффективно, системно развивать математические способности у детей дошкольного возраста, которые на сегодняшний день показывают низкий уровень развития математических представлений и испытывают затруднения в использовании теоретических знаний, полученных в дошкольном учреждении, в практической деятельности.
Дошкольный возраст — время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Поэтому обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка и его наблюдения за окружающей действительностью. Решить проблему повышения уровня математического развития у детей можно опираясь на один из принципов обучения дошкольников - принцип наглядности. Принцип наглядности Я.А. Каменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует наглядности».
Какое же наглядное средство предложить дошкольникам, чтобы проводимые занятия стали интересны не только с точки зрения содержания, но и соответствовали ожиданию и запросу современных детей? Безусловно, таким средством будут являться интерактивные игровые компьютерные технологии, которые, с одной стороны, стали необходимой частью современной культуры, с другой, помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к усвоению элементарных математических представлений.
Внедрение компьютерных технологий соответствует требованию нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в детских садах подтверждают не только возможность и целесообразность этого, но и отводят особую роль компьютера в развитии личности дошкольников
(С. Новоселова, Б. Хантер, И. Пашелите, Г. Петку С. Пейперт, и др.).
На современном этапе образования существует много педагогических технологий, однако электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию программе дошкольного учреждения, намеченной педагогом на занятии цели и основным принципам образовательной работы. Применение средств ИКТ требует определенных знаний педагога, поиска соответствующих электронных ресурсов, создания собственных разработок с учетом уровня развития своих воспитанников и подбора таких интерактивных игр, которые смогут реализовать намеченную цель определенной непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 5.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект « Игротека для юных математиков» по формированию элементарных математических представлений у детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна проекта подтверждается тем, что с одной стороны информационные компьютерные технологии активно входят в жизнь ДОУ и являются требованием нового закона «Об образовании», а с другой стороны предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у современных детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения. В практике педагогической работы в ДОУ процесс применения ИКТ остается актуальным и недостаточно раскрытым.
В проекте впервые представлена система работы по использованию интерактивных игровых технологий ( далее ИИТ) для формирования элементарных математических представлений у детей в возрасте 6 – 7 лет и доказана эффективность её применения.
Слайд 6.
Целью моей работы в рамках проекта являлось развитие познавательной активности детей в области математики посредством интерактивных игровых технологий.
В процессе работы с детьми решала следующие задачи:
На подготовительном этапе работы над проектом были изучены базовые психолого-педагогические и методологические разработки Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.
Авторы утверждают, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).
На основе проанализированных материалов, я прихожу к выводу о том, что оптимальное сочетание современных образовательных технологий с традиционными методами формирования у детей элементарных математических представлений, определяет эффективность моей работы.
Слайд 7.
На начальном этапе провела диагностическое обследование детей по методике Верещагиной Н. В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 – 7 лет) дошкольной образовательной организации», которая подходит к учреждению любой направленности.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года, а я использовала только «Познавательное развитие».
Для более тщательного обследования уровня математического развития детей, данную методику я объединила с методикой Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа», которая соответствует основной образовательной программы ДОУ, где я работаю.
Результаты мониторинга, обнаружили средний и низкий уровень математического развития детей и только два ребенка частично усвоили программный материал.
Полученные данные свидетельствуют о том, что основная масса детей с ошибками считает до 20, не знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), самостоятельно не может составлять и решать задачи в одно действие на «+», «-» , пользоваться арифметическими знаками. Дети допускают ошибки в определении местонахождении предмета по отношению к себе, другим предметам, не могут ориентироваться на плоскости. Несколько детей с трудом определяют время суток, дни недели, часы не знают совсем. У дошкольников не сформированы первоначальные измерительные умения.
К тому же дети, имеющие уровень ниже среднего, порядковым счетом владеют до 10, обратным счётом не владеют. Геометрические фигуры называют, только по одной, отличительных признаков не знают.
Познавательный интерес у дошкольников снижен или его нет совсем, требуется стимуляция.
На основе проведенного обследования составила перспективный план работы с детьми, родителями и воспитателями с использованием ИИТ.
Слайд 8.
Практический этап.
Чтобы реализовать намеченные действия, в первую очередь, я решила обратиться к услугам сети Интернет и отобрать такие игры, которые могут с успехом использоваться для формирования элементарных математических представлений. Среди многообразия педагогических сайтов моё внимание привлекли педагогический интернет-портал «Мерсибо», детский портал «Играемся».
«Мерсибо» включал в себя множество необходимых практических материалов по всем направлениям работы с дошкольниками, в том числе и по познавательному развитию.
Интерактивные игры «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС ДО:
- являются элементом компьютерной игры, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
Слайд 9, 10.
Игры по математике для детей в возрасте 5-8 лет на портале «Мерсибо»:
«Цифры с дракончиком»; «Жадные пылесосы»; «Тряпки по порядку»; «Диета для Обжоры»; «Бабушкины запасы»; «Весёлый курятник»; «Как вычитают индейцы»; «Как считают индейцы»; «Беличий переполох»; «Бобр добр»; «Древний спорт».
Слайд 11,12.
Для специалистов на портале «Мерсибо» проводят вебинары, мастер-классы с приглашенными экспертами.
Вебинары проводит директор по научно-методической работе Екатерина Суслова.
Слайд 13.
Для специалистов, у которых отсутствует доступ в интернет на рабочем месте, записаны игры на CD-диски: «Ума палата», «Игры на память», «Игроматика», «Конструктор картинок», которые я приобрела и использую для совместной деятельности с детьми.
Недостатком данного портала для меня является то, что очень мало игр разработано по математике.
Слайд 14-20.
Проанализировав цели, задачи и содержание игр на портале решила создать комплексы интерактивных игр, которые будут соответствовать дидактическим принципам и применяться на групповых и индивидуальных занятиях с детьми.
Так как игр на дисках также недостаточно, и они не всегда соответствуют определенной теме занятия, решила создать свои пособия в программе доски, а также в программе специального диска «Конструктор картинок». Все игры и упражнения я объединила в комплексы, которые могут применяться во время НОД по ФЭМП и для индивидуальной работы с детьми.
Наглядно пособия, которые я создала сама, представлены в картотеке (см. Приложение 1).
Слайд 21.
Работа с родителями.
Свою работу я проводила в тесном сотрудничестве с родителями, без их заинтересованности трудно добиться положительных результатов в работе по математическому образованию детей. Взаимодействие с родителями, считаю важным направлением в нашей работе. Всегда стремлюсь быть для них советчиком и помощником. Для того, чтобы родители были компетентны в вопросах развития ребенка средствами компьютерных технологий, составила перспективный план работы для ознакомления с теоретическим и практическим материалом.
Перспективный план работы с родителями
Месяц |
Название мероприятия Тема |
Цель |
сентябрь |
Анкетирование по ИКТ |
Выявить уровень |
октябрь |
Родительское собрание «Интерактивные развивающие игры на портале «Мерсибо»» |
Познакомить родителей с работой портала «Мерсибо» |
ноябрь |
Консультация: «Компьютерные технологии в жизни ребенка-дошкольника» |
Раскрыть значение и условия проведения занятий на компьютере, с ребенком-дошкольником |
декабрь |
Индивидуальные консультации по проведению интерактивных игр дома Буклет «Игры на портале Мерсибо» |
Подобрать игры для каждого ребенка (с учетом его инд. особенностей), дать рекомендации по их применению. |
январь |
Родительское собрание Мастер-класс «Обучение математике с применением интерактивной доски» |
Раскрыть особенности математического развития детей с ОНР. |
февраль |
Индивидуальные консультации по проведению интерактивных игр дома |
Подобрать новые игры для каждого ребенка (с учетом динамики его развития), дать рекомендации по их применению. |
март |
Родительское собрание. « Учим считать, играя в интерактивные игры» |
Порекомендовать родителям игры для закрепления элементарных математических представлений у детей |
апрель |
Открытое занятие для родителей с использованием интерактивной доски «Москва – столица России» |
Предоставить родителям практическую возможность оценить применение ИКТ на занятиях с детьми |
май |
Анкетирование по ИКТ |
Слайд 22.
Работа с педагогами.
Для распространения опыта работы и взаимосвязи со специалистами, я подготовила и провела ряд мероприятий по применению ИКТ: консультацию на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению у детей по средствам использования ИКТ»; мастер-классы: «Использование ИКТ в работе воспитателя», « Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками»; открытые занятия «Путешествие в Африку» (Число 9 и его состав)», «Направления движения по кругу. Исполнение желаний» (с применением интерактивной доски).
Слайд 23.
На заключительном этапе реализации проекта провела диагностику с целью выявления эффективности применения ИИТ для ФЭМП у дошкольников.
Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении уровня математического развития детей в возрасте 6 – 7 лет в результате проведения системы работы максимального использования возможностей, для полноценного развития ребёнка в области «Познание», а именно обогащение её средствами ИИТ.
Дети стали проявлять интерес к познавательной деятельности во время НОД, совместной деятельности с воспитателем, к играм математического содержания, эмоциональные реакции приобрели устойчивый характер. Дошкольники перестали бояться ошибок, стремятся самостоятельно находить способы решения задач, к достижению поставленной цели, научились использовать свой прошлый опыт, приобрели новые умения и навыки в работе с интерактивной доской и компьютером.
Итоги мониторинга:
высокий уровень - 28 % средний уровень - 24 %
пограничный уровень - 42 % низший уровень - 6 %.
По результатам мониторинга было выявлено, что в 28 % случаев отмечается высокий уровень развития математических способностей, а именно девочки выполняют все параметры оценки.
42 % обследуемых детей проявили пограничный уровень овладения знаниями и умениями по данной области. Они могут считать в пределах 20, частично знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), с помощь наводящих вопросов составляют и решают задачи в одно действие на «+», «-» , пользуется цифрами и арифметическими знаками, могут ориентироваться в окружающем пространстве, а на плоскости листа иногда допускают ошибки. Дети называют геометрические фигуры и формы. Они знают способы измерения величины: длины, массы, но не с ошибками пользуются условной меркой. Дети испытывают затруднения в определении временных отношений, особенно по часам.
24 % детей показали средний уровень овладения знаниями и умениями в области ФЭМП. Они с ошибками считают до 20, не знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5), самостоятельно не могут составлять и решать задачи в одно действие на «+», «-» , пользоваться арифметическими знаками; допускают ошибки в определении местонахождении предмета по отношению к себе, другим предметам. Дошкольники всё ещё с ошибками ориентируются на листе бумаги. Несколько детей с трудом определяют время суток, дни недели, часы так и не усвоили. Несколько детей не могут сравнивать предметы на глаз; не могут проверить точность путём приложения или наложения, с помощью взрослого пользуются меркой.
Показатели только одного ребенка свидетельствуют о выраженном несоответствии развития возрасту в силу особенностей психического развития.
Слайд 24.
Для того чтобы понять отношение родителей к применению ИКТ провела анкетирование для выявления уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.
В анкетировании принимали участие родители подготовительной группы в количестве 17 человек.
На вопрос «Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?» мнения разделились: лишь 15% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду, 60% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 35% считают, что их использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка.
Вопрос «Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?» задавался для того чтобы выяснить с какой целью применяют родители компьютер в домашних условиях. Преобладающим ответом стал вариант «играет» 80%, подразумеваю, что игра не обладает обучающими и развивающими свойствами, поэтому заставляет задуматься над качеством игр, сюжеты которых оставляют желать лучшего (стрелялки, погони, убийства), в которые играют дети. Некоторые родители 8% не разрешают играть на компьютере, это утверждение можно рассматривать по-разному: оградить с целью получения вредной информации и излучения, однако, это ограничит современный кругозор дошкольника, потому что уже в первом классе школы в учебниках содержатся определенные задания, которые выполнить без компьютера нельзя. И только 12% занимаются с ребенком по специальным развивающим программам.
На вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?». Многие родители 60% признались, что стараются, но не всегда получается, 25% ответили, что вообще не следят, а это значит, что ребенок находится за компьютером без контроля и родители не ограничивают его от ненужной информации. И лишь 15% опрошенных ответили, что следят за занятиями ребенка на компьютере.
Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?» показал, что, родители правильно воспринимают положительные моменты информационных компьютерных технологий.70% ответили ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
Однако всего лишь 20 % родителей понимают развивающее значение компьютера и 10% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.
Вопрос «Что Вы про себя могли сказать...» задавался с целью понять представления родителей как пользователей Интернет. Большинство родителей являются активным пользователем компьютера. Лишь у 1 семьи нет компьютера дома.
Проведя повторное анкетирование с родителями в конце учебного года, сделала вывод: родители стали лучше понимать значение ИКТ в развитии ребенка. Все родители теперь утверждают, что ИКТ применять необходимо - 100%. Большинство родителей следят за играми детей и речевым сопровождением во время игры - 70%. Родители теперь понимают, что необходимо научить ребенка пользоваться компьютером, интерактивной доской еще до школы (первая ступень образования) - 90%. Отмечают, что математическое развитие у детей, благодаря применению ИКТ заметно улучшилось - 85%.
Слайд 25.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.
Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.
Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т.п. В результате дети приобретают знания, у них формируются умения и навыки, касающиеся формы, цвета, размера, материала, количества, числа, части и целого, пространства и времени и др.
Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;
овладение математической терминологией;
развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.
Решению поставленных задач способствуют средства организации НОД, одним из которых является ИИТ как технологии подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера, которые стали необходимой частью современной культуры и соответствуют ожиданию и запросу современных детей.
Целью моей работы явилось развитие познавательной активности детей в области математики посредством интерактивных игровых технологий.
.
Анализ научно — методической литературы позволил мне разработать проект, направленный на повышение уровня познавательной активности дошкольников с 6 – 7 лет в процессе формирования элементарных математических представлений посредством использования ИКТ.
В исследовании проанализирован опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.
По итогам исследования были разработаны комплексы развивающих игр и упражнений с применением ИКТ, составлен перспективный план работы; составлены методические рекомендации по использованию ИКТ в формировании математических представлений детей 6 – 7 лет.
В заключении своей деятельности я пришла к выводу, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к познавательной деятельности и математическому развитию в целом.
Таким образом, информационные компьютерные технологии являются одним из способов математического развития детей. Ведь с их помощью взрослые формируют у ребенка необходимые умения и навыки, тренируют его память, внимание, логику с помощью игровой среды которую создают, и которая окружает ребенка.
Слайд 26.
Мои достижения
Я участвую в распространении педагогического опыта по обозначенной проблеме на районном и региональном уровнях. Используя интернет – ресурс, опубликовала конспекты по познавательному развитию: «Путешествие в Африку» (Число 9 и его состав)», «Направления движения по кругу. Исполнение желаний» (с применением интерактивной доски) на сайтах «Воспитателям. Ru», «Педразвитие». За сотрудничество с сайтом «Педразвитие» имею Благодарность за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Мои воспитанники также принимают участие в конкурсах. Так, воспитанница в 2017 году стала Победителем в Международной интернет – олимпиаде по математике для дошкольников и получила Диплом 1 степени.
В 2018 учебном году я приняла участие в районном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание» и стала Победителем.
Слайд 27.
Список используемой литературы:
1.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
2.Баракина Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – с. 28.
3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35.
5.Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе [Текст] / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 6. – С. 46-49.
6.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 241 с.
7.Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание. 1991г. с50
8.Горячев А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. – 2000. – №2. – С.36-41.
9.Ермолова Т.В., С.Ю. Мещерякова С.Ю., Н.И. Ганошенко Н.И.. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии - 1999 № 1 с.50-52
10.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2008. – 256 с.
11.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 с 47. 12.Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М. Педагогика, 1999.с 35
13.Кравцова Е.Е.. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991, с.24.
14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
15.Маркова А.К., Матист Г.А., Л.Б. Орлов Л.Б.. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.с117
16.Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г.,
18.Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2003.– №4. – С. 89-95; №5. – С. 83-89
19.Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
20.Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203с.
21.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2007. – 234 с.
22.Полевая Л.А. Значение использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ - (v_kopilku metodicheskiy_kabinet)
23.Сафина Г.А. Возможности развития математических представлений у детей 7-го года жизни средствами ИКТ [Электронный ресурс] / Г.А. Сафина// http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/104185.html.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281)
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
27.Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. Интернет – ресурсы: http://elochka-nadym.ru/portfo http://www.ypp.ru/index.php?mo http://rudocs.exdat.com/docs/i Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru)